Так начиналось Ядрино

 

   Первое заселение по реке Амур – станица Инокентьевская – была основана в 1857 году.  В следующем году – Скобельцино, Михайловка, Сагибово.  В этих и других селах жили переселенцы из Украины, Кубани, Беларуссии и других западных регионов России, Забайкалья.  Переселенцы добирались подолгу, по несколько месяцев. Строили землянки, рубили дома. Занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и охотой. До революции население Архаринского района было малочисленное.  

 Плохо поставлено образование и медицинское обслуживание населения: в районе насчитывалось 8 начальных школ, 1 фельдшерско-акушерский пункт, но зато 3 церкви.  

 

  С 1911 года началось строительство железной дороги – участка Архара – Облучье. Строили в ручную. К этой работе привлекались крестьяне. Жили они в землянках, работа была изнурительной – кругом болото и сопки, а питание недостаточным. Поэтому вскоре они бодняли бунт.  Их со строительства убрали и дальше строили дорогу каторжане.

 

 Стали строиться бараки для железнодорожников – в то время самые лучшие здания.  Так постепенно строительство дошло до разъезда Ядрино.  

 

 Название было дано переселенцами, прибывшими из города Ядрин Чувашской АССР.  На месте села было болото.  Первые жители обосновывались на возвышенных участках земли, строили рабочие бараки.  Рядом с жилищем распахивали пустые земли, которые засаживали картофелем, овощами.

 

 В 1932 году образовался лесоучасток Ядрино. Участок относился к Бирскому лесхозу, а контора находилась в Облучье.  Первое здание представляло собой барак, где с одной стороны располагался клуб, а в другой половине общежитие с маленькими комнатками, где жили рабочие с детьми. Постепенно началось строительство лесопунктовских квартир, вырастали новые улицы на месте болота.  Проводились массовые субботники,   на которых озеленяли целые улицы.  

 

  Люди работали на заготовке леса, трелевали конными волокушами. Затем стали появляться первые газогенераторные машины.  Лес грузили в вагоны, вначале в ручную; работал шпалозавод, гнали деготь из бересты, выращивали овощи.

 

  Когда началась Великая Отечественная Война, селу исполнилось только одиннадцать лет. Так что дворов было немного – на пальцах можно было пересчитать, как и мужчин, которые ушли на фронт – кто добровольцем, кто по повестке военкомата. Среди них Гудосовы, Арефьев, Гольдберг В.И., Селезнев М.Я., и другие.  Пока они бились с фашистами на Курской дуге, под Кенигсбергом или форсировали Днепр, их жены, дочери, и сестры тоже участвовали в битвах. Правда, на лесоповалах.

 

  В тайгу отправляли в основном молодых, несемейных.  Девчата валили лес, потом в ручную грузили бревна в вагоны, а летом отправляли на сплав. До Архары поездом добирались, а дальше до села Татакан пешком в лаптях, другой обуви не было.  Несколько тысяч кубометров нужно было сплавить вниз по реке Архаре. Пока древесина сплавлялась по воде, рабочие следом по лесу шли до ближайшей станции, где лес вытаскивали с реки, разделывали и с помощью веревок грузили в вагоны.

 

   Подросткам приходилось и шоферить, а это был тоже адский труд: дороги разбиты, запчастей не хватало. Но план есть план, попробуй не выполнить норму в военное время. Об отказе не могло быть и речи, хотя люди голодали, не было теплой одежды, обуви.

 

  Без подростков, девушек, женщин нельзя было обойтись и в послевоенные годы, ведь далеко не все фронтовики вернулись домой. Они трудились всюду: на машинном дворе, в конюшне, в поле, на пасеке, на железной дороге, и опять же на лесоповалах, шпалозаводе, раскряжевке леса.

 

 Поэтому ядринцы чтят память, воинские подвиги не только участников Великой Отечественной Войны, но и труд своих мам, бабушек – Гузевой Е.Г., Исайкиной М.В., Ткач Д.В., Усыниной А.Ф., Петровой З., Лутковой А.Е. и других.

 

  На 15 октября 1949 года разъезд Ядрино и лесоучасток Ядрино относились к Есауловскому сельскому Совету. Решением Амурского облисполкома Есауловский сельсовет в 1954 году переименован в Ядринский в связи с тем, что в Ядрино на это время проживало 2500 человек, а в Есауловке – 200 человек.

 

По мере освоения территории  в 1957 году была открыта первая библиотека.  Она  размещалась в одном здании с клубом.  Это был большой деревянный дом с печным отоплением.  Первым библиотекарем была Голубенко Наталья Макаровна.  Книжный фонд был очень мал, главным источником была периодическая литература.  В здании клуба была и комната отдыха, где можно было поиграть в шахматы, шашки, бильярд.

 

   Первой школой был маленькая квартира, где обучали с 1 по 4 класс.   Затем была школа с 1 по 7 класс.  Её учителями были: Фельдман (директор школы), Клименкова Н.В. (завуч), Кузьмина Н.П., Половникова Н.В., Дмитриенко Д.Б., Кисаров Н.И., Кисарова А.А., Ковтун А.М. и другие.

 

   Недалеко от села в 1950 году началась разработка каменного туфа. Его на платформах отгружали на Теплоозерский цементный завод. Карьер работал до 1993 года, все это время обеспечивал жителей рабочими местами. 

 

   Работал в полную силу лесопункт Ядрино Бурейского леспромхоза.  Работала заготовка, разделка леса, шпалозавод, цех щепы, пилорама. Шла отгрузка вагонов, как на местный рынок, так и на экспорт в Китай, Японию.

 

  Работали больница, школа, клуб, библиотека, детский сад, столовая.

 

 История существования Ядринского лесопункта, как одного из подразделений областного объединения «Амурлес» в целом отражало развитие лесной промышленности дальневосточной окраины, бывшей до 1917 года местом ссылки и каторги с отсталой промышленностью и слабым уровнем общественно – культурного развития. 

 

  По итогам областного социалистического соревнования рабочих ведущих профессий отраслей народного хозяйства области за звание «лучший по профессии» в 1981 году стала Черемухина Валентина Ивановна – лучший раскряжевщик, оператор полуавтоматической линии разделки хлыстов.

 

    Не многим теперь известен в селе кавалер ордена Ленина, умелец – рационализатор Н.К. Соловьев. Это ведь сконструированный им станок для заточки цепей мотопил демонстрировался в 1957 году на промышленной выставке в Москве.

 

Бригада Ю.Л. Вострецова в 1982 году была признана лучшей в объединении по заготовке леса.

 

Лесопункт работал и был одним из лучших комплексов объединения «Амурлес».

 

 Но в период распада СССР начался распадаться и лесопункт. Рабочие оставшись без рабочих мест, уезжали в другие регионы. Закрылся клуб, детский сад, столовая, в больнице осталась только амбулатория.

 

Численность села ежегодно уменьшается. В среднем проживают 700 человек.

 

Рядом с селом проходит федеральная трасса Чита – Хабаровск.  Территорию села разделяет на две части  Дальневосточная железная дорога. 

 

https://www.gosuslugi.ru/
https://rosreestr.ru/site/
http://www.culture.ru/
http://god-kino2016.ru/
http://histrf.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://рдш.рф/
http://ecoyear.ru/
http://www.rgo.ru/ru